Тюнинг

Ford Shelby Mustang GT350. O tempora, o mores!

03.04.2010

 

 

Кэрролл Шелби – лучший американский гонщик 1956 и 1957 годов – создал сверхмощный Shelby Mustang GT350, перевернувший все представления янки о скорости.

 

Штрихи истории из записной книжки

Конец 50-х годов в США ознаменовался проявлением неистового интереса к компактным средствам передвижения с простенькими и экономичными моторами. Перспектива возникновения в новом десятилетии спроса на автомобили со стороны молодежи имела под собой реальную основу, коренящуюся в демографической статистике. На национальный рынок Америки в начале шестидесятых годов должны были вторгнуться миллионы юношей, появившиеся на свет в период послевоенного бума рождаемости. Неказистый Ford Falcon раскупался тогда на ура и принес славу своему создателю президенту Ford Motor Company Роберту Макнамаре. Но, несмотря на свою бешеную популярность, эта модель не оправдала надежд в качестве источника прибыли. Рынок устанавливал свои правила: маленький автомобиль приносит маленький доход. В 1960 году Макнамара оставил свой пост и присоединился к администрации президента Джона Кеннеди, заняв кабинет министра обороны. На его место пришел тридцатишестилетний Ли Якокка – человек с необычайным зарядом энергии, прошедший путь от продавца машин марки Ford до президента компании. Все собственные планы и идеи он записывал в маленькую черненую записную книжку, которая, как полотно художника, впитывала в себя все оттенки истории заокеанской автоиндустрии. Будучи преемником Макнамары, Якокка стремился к изменению направления деятельности фирмы в сторону наращивания прибыли, ориентируясь на вкус и покупательские способности молодежи. Так что же нужно было янки в шестидесятые?

 


17 апреля 1964 года публике был представлен компактный, стильный и недорогой Ford Mustang со 101-сильным шестицилиндровым мотором объемом 2785 см3.

 

США уже были готовы к новому типу машины, и Якокка, чья карьера менеджера просто ошеломляет, это понимал. Осознавал он так же, что цена ее должна быть приемлемой для среднего жителя Америки. В его воображении все чаще рисовались классические черты дизайна, сочетающиеся с отличной динамикой. Так, 17 апреля 1964 года публике был представлен компактный, стильный и недорогой Ford Mustang со 101-сильным шестицилиндровым мотором объемом 2785 см3. Вскоре инженерам удалось разогнать этот мотор до 120 лошадиных сил. Для снижения себестоимости конструкторы пошли на заимствование ходовой, а также некоторых других технических узлов у седана Ford Falcon. Автомобиль имел 270-сантиметровую колесную базу и общую длину 465 сантиметров. Ford Mustang сразу же в народе окрестили «мускулистым». Его внешний вид действительно излучал дикий нрав скакуна. Однако скромные динамические показатели, заставляли это гордое имя звучать несколько иронично. В те далекие шестидесятые американские подростки, любившие покуражиться, часто устраивали нелегальные гонки, где "pony cars" – так Mustang прозывали соперники – выступал не убедительно.

 

Наращивая «мускулы»

Спустя несколько месяцев после представления первой модели «Мустанги» стали оснащаться 164-сильным двигателем V8 объемом 4260 см3, который уже этой осенью был заменен на 200-сильный агрегат. Продолжая в том же духе, разработчики, посчитав, что и этой мощности недостает для поддержания «мускулатуры», установили мотор объемом 4736 см3, развивающий 271 лошадиную силу. Этот двигатель позволял разгонять железного коня до 96 километров в час за 8,3 секунды.

 


Ford Mustang GT - эволюция в GT350.

 

К тому времени Италия уже гордилась своим Ferrari 250 GT California с хищно заостренным профилем и съемной крышей. Автоиндустрию Англии прославили Jaguar XK150 и XK150 Roadster с двигателями от 2,4 до 3,8 литра и мощностью до 220 л.с. У Америки же все еще не было чистокровного спорткара. Это обстоятельство навело на мысль Ли Якокку подарить Штатам национальный спортивный автомобиль.

 


Кэрролл Шелби

 

Осенью 1965 года конструкторское бюро Кэрролла Шелби получило заказ на создание сверхскоростной модели, основные узлы для которой предполагалось заимствовать у Ford Mustang.
В начале своей карьеры гонщика Кэрролл Шелби гордился тем, что сломал все представления о рекордах скорости в Bonneville в 1954 году и победил в гонке 24 часа LeMans в 1959 году. В 1960 году плохое здоровье заставило его бросить старое увлечение. Мечтой всей его жизни было построить свой собственный "sport car". Имея особые взгляды на автомобилестроение в мире, он решил заняться проектированием спортивных машин. Шелби всегда хранил карандаш и бумагу рядом с кроватью, чтобы после ночного пробуждения успеть записать пришедшею в голову мысль. Так, проснувшись однажды, гений нацарапал на листе имя легендарной AC Cobra. Основав конструкторское бюро, он материализовывал свои идеи на собственном заводе в Калифорнии.

 

Из пони в кони

В 1965 году сошел с конвейера Shelby Mustang GT 350. Он «вырос» отдельно от остальных «Мустангов» Ли Якокки. Ford Motor Company ограничил свое участие в создании новой модели лишь поставкой некоторых технических узлов. Шелби подарил автомобилю не только новый имидж, но и… новое имя. Существует легенда о возникновении цифрового индекса 350. После того, как Shelby Mustang был сконструирован, в своем названии он не имел и намека на высокие скоростные качества. Тогда Шелби измерил расстояние от своего офиса до мастерской. Оно составило 350 футов. Число показалось разработчикам приемлемым по двум причинам. Во-первых, оно было круглым. Во-вторых, GT350 звучало убедительнее, чем маркировка GT250, принадлежащая Ferrari.
Новый хозяин пришпорил его высокомощным двигателем V8 объемом 4736 см3 с верхним расположением клапанов, выдающим 306 лошадиных сил. Была также установлена улучшенная система газоудаления, алюминиевый заборный патрубок от AC Cobra и алюминиевая головка блока цилиндров. Степень сжатия достигала 10,5:1. 4-ступенчатая коробка передач с синхронизатором Borg Warner T-10 вкупе с четырехкамерным карбюратором и отлично функционирующим сердцем «Мустанга» позволяла развивать 7000 оборотов в минут, разгоняя автомобиль до максимальной скорости 200 километров в час. Время же, необходимое Shelby GT350 для достижения пресловутых 96,5 километров в час составляло 6,8 секунд. И при всем этом расход топлива не превышал 13-15 литров на сто километров. К довершению картины были установлены стальные насадки на выхлопную трубу, нескромно выглядывающие из-под бампера с намеком на буйный нрав «Мустанга». Спортивный характер «жеребца» читался и с 15-дюймовых дисков, обутых в шины Goodyear Blue Dot E70-15".
Неистовство машине добавлял функциональный воздухозаборник на стекловолокнистом капоте. Решетка облицовки радиатора, уже без хромированной эмблемы с бегущим пони, казалось, готова поглощать встречный ветер без устали. Широкие двойные гоночные полосы пересекали стальной кузов спорткара, начиная свое стремительное движение из-под сверкающего бампера и заканчивая под крышкой багажника. Такого рода дизайн был свойственен каждому произведению Шелби.

 


Пусть и не Ferrari, но за 6,8 секунд сотню Mustang GT разменивал.

 

Все модели 1965 года оформлялись изображением маленькой лошади со стороны водителя. Цельная полка из стекловолокна находилась на месте задних сидений и использовалась как крепление для запаски. Внутренний интерьер претерпел незначительное изменение по сравнению с «обыкновенным» Ford Mustang и стал спартанским: в версии Shelby рулевое колесо было плоским и деревянным. Это и ремни безопасности, оставшиеся без изменения, заставляют задуматься над спортивным характером «жеребца»!

 


В 1966 году прокатная компания «Хертц» попросила Кэрролла Шелби создать 1000 специальных «Мустангов», близких к Shelby Mustang GT350. Конструктор с радостью принял заказ и создал Shelby Mustang GT350H.

 

Shelby Mustang GT350 был великолепной моделью, но все еще не мог соревноваться с европейскими автомобильными брэндами. Практически за туже цену можно было приобрести скоростной Ferrari – входной билет в высшее общество. Только человек, отлично разбирающийся в машинах, мог оценить по достоинству GT350. Поскольку Shelby создавался на основе Ford Mustang, в его динамический потенциал все еще мало кто верил. Для большей убедительности гений Шелби породил гоночную модификацию GT350, которая впоследствии получила название Shelby GT350R. С двигателем, развивающим мощность до 350 лошадиных сил при 5400 оборотах минуту и объемом 4515 см3, она побеждала на всех соревнованиях, в которых ее «быстрейшество» участвовала. А стоила такая игрушка $5950, в то время как «простой» Shelby GT350 продавался за $4500. Еще одним внешним отличием гоночной модификации от Shelby GT350 было то, что ее «подковывали» 15-дюймовыми дисками и Goodyear Blue Streaks 6.0/9.30x15". Из 562 GT350 1965 года только 30 получили символическую «R».

 

Его «мощнейшество» - 289-й двигатель под капотом «Шелби Мустанга» 1966 года, достоинством в 306 лошадиных сил.

 

В 1966 модельном году GT350 претерпел некоторые изменения по сравнению с 1965 годом. Фэстбэк приобрел более изящный задний воздухозаборник (для охлаждения тормозов) и заново оформленные хромированные стальные диски. Штампованная алюминиевая решетка заняла свою нишу под капотом вместо «сот» 65 года. Приборная панель Shelby Mustang 1966 года выглядела весьма необычно, получив круглую шкалу спидометра, расположенную в центре, и две по бокам. Тахометр взобрался на торпедо и мог выдавать до 9000 оборотов в минуту, совершаемых мотором.

По заказу известной прокатной компании «Хертц» Кэрролл Шелби создал новую модель, назвав ее GT350H. Их сдавали в кратковременную аренду жаждущим поучаствовать в настоящих гонках. Однако каждый желающий должен был пройти тест на навык управления этим диким «скакуном». Глава компании получил только 936 машин из 1000 запрошенных. Почти все они были черного цвета с золотыми полосками. Несколько экземпляров было выкрашено в красный металлик. Ранние выпуски имели 4 ступени в механической коробке передач, а на более поздние устанавливалась автоматическая трансмиссия.

К концу 60-х годов талантливый конструктор создал еще шесть уникальных «Мустангов» в подарок своим лучшим друзьям. Неповторимость их состояла в том, что все они были оснащены механическим нагнетателем марки Paxton, позволявшим по достижении мотором определенного количества оборотов в минуту увеличивать мощность до 46%.

Кэрролл Шелби сыграл ключевую роль в создании машины, которая являет собой визитную карточку США. Mustang вошел в историю и стал американским классическим автомобилем. Один из Mustang GT350 в коллекции Джея Лено.

 

 

 



Автопут
Rambler's Top100 LiveRSS: Каталог русскоязычных RSS-каналов