Тюнинг

Mercedes-Benz Blue Miracle. Или зачем Мерседесу понадобились грузовики

16.04.2010

 

Самый быстрый в мире перевозчик спортивных болидов Blue Miracle на трассе F1. За спиной - гоночный болид W196.

 

Бесповоротные пятидесятые… В самом начале этих годов руководство компании Daimler-Benz решило возобновить участие в гонках Grand Prix, начиная с 1954 года, подготовив к тому времени свою скоростную модель W 196.

В 1952 году с конвейера сошел легендарный Mercedes SLR 300 с мощнейшим 3-литровым 6-цилиндровым мотором с прямым впрыском, имеющий более двухсот «лошадей» в арсенале. Его также создавали для участия в соревнованиях. К выступлению на столь титулованных спортивных мероприятиях немцы подошли со свойственной им скрупулезностью, позаботясь не только о серьезной технике и хорошо оснащенных мастерских, способных быстро настроить спорткар на победу.

 

Когда уставший после гонки болид забирался на кузов транспортера, для него все заканчивалось. Обтекаемая кабина грузовика чуть накрывала нос спорт-кара, направляя мощные потоки ветра поверх монокока.

 

Поскольку гонки устраивались довольно-таки часто и автомобили необходимо было оперативно доставлять к месту проведения очередного этапа, то перед конструкторами была поставлена задача создания самого быстрого перевозчика быстроходных автомобилей. Руководство компании поручило главному мастеру Хегелю (Hagele) разработку концепта со словами «придумайте что-нибудь хорошее». От будущего транспортера требовалась наивысшая – насколько это возможно для грузовика – скорость, не зависящая от степени загруженности. Большая грузоподъемность и великолепные тормоза также составляли неотъемлемую часть замысла.

 

Инженер Хенниг (Hennige) предложил поставить модель на трубчатую Х-образную раму от MB 300 S, зарядить мощью мотора Mercedes-Benz 300 SL, а концепцию интерьера и экстерьера позаимствовать у 180 модификации.

 

Команда же Хегеля занялась оснащением автомобиля, требующимся для перевозки спорткаров снаряжением.
Невероятная энергия вкупе с воображением инженеров и дизайнеров мощным потоком выплеснулась на создаваемый концепт, который уже в 1954 году завоевал звание самого быстрого перевозчика спорткаров в мире, став уникальным экземпляром в модельном ряду Daimler-Benz.

 

Руководство компании хотело обеспечить заводских спортсменов быстрым перевозчиком. Время, выигранное в пути, позволило бы механикам больше работать над автомобилем в боксе, готовя его к очередному старту.

 

И разработчики транспортера не подкачали. Жажда скорости не взяла верх над рассудком, который подсказал им необходимость снизить мощность мотора, позаимствованного у модели 300 SL, с 215 до 192 лошадиных сил. Но даже этого полностью загруженному трудяге (3000 килограммов) было достаточно, чтобы развивать темп до 170 (!) километров в час. О схожих скоростных характеристиках «мечтает», наверное, и по сей день каждый современный грузовичок. Что касается тормозов, то о подобных грезили все дальнобойщики. Позавидовать было чему: дисковые гидравлические тормоза на всех колесах и тормозной пневматический ускоритель от Bosch хорошо справлялись с мгновенным снижением скорости тяжеловеса, но не достаточно. Нужна была свежая идея, которая придала бы машине изюминку, индивидуальность и держала бы ее в прочной узде. Сложившуюся ситуацию разрешил еще один диск между карданным валом и дифференциалом. Вот, кажется, и все, что требовалось руководством от создателей транспортера.

 

Рама, двигатель, радиатор, топливный бак – все было скрыто под элегантной металлической обшивкой. Удлиненные крылья плавно перетекали в погрузочную платформу. Между передним и хвостовым отсеком крепились два запасных колеса.

 

Достаточно было пришпорить всеми этими силовыми агрегатами какой-нибудь грузовик и отрапортовать, что заказ выполнен, дело сделано. Но тут в дизайнерах заговорило горделивое «Я». Они всегда думают, что без их вмешательства войти в анналы истории автопрома практически невозможно. А поскольку это действительно так, то руководство предоставило художникам полную творческую свободу. Воспользовавшись ею, они поставили перед собой задачу подчинить дизайн автомобиля его скоростному нраву. От переднего бампера до заднего каждый элемент кузова продумывался по большей части в целях повышения аэродинамики автомобиля. Кабина машины исполнилась в стиле MB 180. Однако все части были слегка увеличены – это же грузовик! Хромированная решетка облицовки радиатора через фирменную звезду напрямую доставляла холодный воздух трудящемуся мотору. Интегрированные фары устремляли поток ветра на обтекаемое лобовое стекло, после чего он элегантно стелился по пятигранной крыше автомобиля.

 

Верхняя часть кабины была слегка вытянута назад, нависая прямо над перевозимым Mercedes SLR и делая его важной составляющей аэродинамических показателей перевозчика. Когда машину грузили на транспортер, она сливалась с ним, создавая впечатление руки, плотно сидящей в кожаной перчатке.

 

Красивое зрелище и автомобиль красив! Рама, двигатель, радиатор, топливный бак – все было скрыто под элегантной металлической обшивкой. Удлиненные крылья плавно перетекали в погрузочную платформу. Между передним и хвостовым отсеком крепились два запасных колеса, которые можно было в считанные секунды высвободить из-под кронштейнов и заменить. Сам гоночный автомобиль надежно удерживался стальными тросами за колпаки ступиц своих осей, что дополняло картину быстрой и безопасной перевозки спорткара.

 

Болид пристегивался цепями за ступицы.

 

Машина сочетала в себе эффективность и экстравагантность. Механикам она дарила драгоценное время для настройки болида, а вот своим созерцателям – улыбку на лице. Однако служба нашего грузовичка пролетела незаметно. Уже в 1955 году компания Daimler-Benz прекратила участие в гонках, и трудяга оказался никому ненужным. За время своей работы на более мощных собратьев этот малыш стал настоящей звездой в паддоках. Люди обожали это грузовик, и многие приходили на соревнования лишь ради того, чтобы полюбоваться на него.
Поэтому руководство автогиганта решило отпустить на волю уставшего и безработного работягу, отправив его в длительное путешествие вместе со своим постоянным спутником MB 300 SLR. Машины прошли вместе всю Атлантику, побывав на каждой проходящей в то время выставке и подарив миллионам людей счастливые минуты жизни. Вокруг грузовичка крутилось столько легенд, касающихся его максимальной скорости, что однажды кто-то не выдержал и написал на заднем крыле автомобиля «Max. Speed 105 m.p.h.» (169 километров в час). Это положило конец всем вопросам, но только не изумлению и восхищению почитателей уникального плода дизайнерской и инженерной мысли, зародившейся в компании Daimler-Benz.

 

Единственная официальная цветная иллюстрация грузовика. Скорее всего, сделана после воссоздания образа после того, как оригинал был отправлен в металлолом.

 

Слегка потрепанные, к концу 1957 года путешественники возвратились на родину, бросив якорь в Mercedes-Benz Museum. Команда, работающая на транспортере, убедила управляющих заведением, что пол музея не выдержит нагрузки и провалится под тяжестью грузовика. Это привело к тому, что помещение закрыли на реставрацию, а старичку нашли работу в отделе тестирования автомобилей компании Daimler-Benz. Со временем он стал требовать тщательного и дорогостоящего ухода за собой, поэтому в 1967 году руководство решило избавиться от него, превратив самый быстрый перевозчик спорткаров в мире в металлолом…

Спустя 25 лет после несправедливой расправы над тружеником возникла инициатива хоть как-то исправить ошибку прошлых лет и воссоздать грузовик заново. Новое руководство немецкого автогиганта осознавало важность этого проекта. Ведь сама идея конструирования подобной техники в начале 50-х была прогрессивна и похвальна. А раз уж судьба так жестоко распорядилась жизнью транспортера – участника исторических событий немецкого автоспорта, – который представляет собой реальную ценность для нынешнего поколения, то необходимо было собрать двойника и возродить легенду. Поначалу вся работа сводилась к поиску рисунков, фотографий, чертежей машины, хоть чего-то, касающегося этой модели. Но вскоре, к сожалению, выяснилось, что автомобиль строился безо всяких набросков. Это осложнило дело, но не положило ему конец. В общем архиве были найдены небольшие записи, относящиеся к перевозчику. Обрисовать образ грузовика помогали воспоминания некоторых ученых атмосферы тех лет и положения дел в стране. К 1993 году картина стала ясна: для воскрешения модели нет достаточного количества технического материала. Последняя надежда была возложена на работников музея, последнего пристанища обреченного. Их попросили вспомнить этот автомобиль и описать его. Шесть тысяч часов ушло на работу с хранителями искусства и восстановление схем системы рулевого управления, коробки передач, расположения тросов на платформе, конструкции заднего стекла и многого другого. Практически семь лет велась непрестанная работа по восстановлению грузовика. Некоторые детали удавалось извлечь из груды металлолома, в который превратился 14-летний старичок в 1967 году. Так, однажды была найдена фирменная трехконечная звезда Mercedes, украшающая некогда ступицу задней оси оригинала. Насколько же воодушевились конструктора, когда она легко закрепилась на колесе воссозданной модели. Это означало одно – копия и оригинал идентичны друг другу, а значит, что легендарный скоростной транспортер ожил. Лишь из соображений безопасности на него установили более современные дисковые тормоза от MB SL 1989 года. Изюминка же – диск между карданным валом и дифференциалом – оказалась пятым колесом в тормозной системе и от нее отказались. Все остальные характеристики перевозчика 50-х подобно мощности мотора, конфигурации осей, передаточные числа в коробке передач, ковшеобразные сидения и обивка салона были с точностью перенесены на восставшую из пепла модель. И однажды, когда копия представлялась публике, человек, видевший еще оригинал, с дрожью в голосе произнес: «как же замечательно видеть возвращение этого грузовичка в строй».

 

 



Автопут
Rambler's Top100 LiveRSS: Каталог русскоязычных RSS-каналов